Игровые технологии как средство повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися 5-8-х классов

Введение

Введение.

1. Игровые технологии в теории и практике педагогики. Теоретические основы их использования.

  • 1.1. Понятие и сущность игровых технологий.
  • 1.2. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике.
  • 1.3. Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке.

Выводы по 1 главе.

2. Игровые технологии обучения истории в школе.

  • 2.1. Типология игровых технологий.
  • 2.2. Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.
  • 2.3. Эффективность игровых технологий на разных этапах учебного занятия. Банк данных игр для повышения эффективности обучения истории.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

В современных условиях преподавания истории применяются активные формы обучения, в том числе игровые технологии. С древних времен игра использовалась как средство воспитания и обучения детей. Актуальность игры в учебно-воспитательном процессе в настоящее время возрастает благодаря доступности различных источников знаний, увеличению объема различной информации, предоставляемой телевидением, видео, Интернетом. Важной задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения.

Игровые технологии имеют потенциал для преодоления односторонности интеллектуального развития, преобладающего использования современной школой вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения. Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся - потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Игра по своей природе синтетична, она востребует рациональную, иррациональную, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Обладая свободным характером, игра в непринуждённой форме непроизвольно способствует освоению знаний, пониманию фактов, событий, процессов, приобретению умений, навыков, способов творческой деятельности, содействует развитию творческих способностей учащихся, осуществляет функцию психолого-педагогической коррекции.

Игра является наиболее доступным видом деятельности для детей, способом обработки впечатлений, полученных от внешнего мира. Игра ясно показывает особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность и развивающуюся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в классе. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра является лишь одним из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими.

Игровые технологии имеют большие образовательные возможности. Теоретические представления о дидактических возможностях игры нашли отражение в поисках педагогики. В психолого-педагогической науке проблема использования игры в учебном процессе изучена достаточно широко. Проблемы детской игры представляли интерес для психологов и педагогов разных времен. В изучении игры участвовали Э. Берн, Л.С. Выготский, Б.В. Куприянов, Е.В. Титова, Дж. Хасинг, С. А. Шмаков, Д.Б. Эльконин. Внимание ученых привлекло использование игры в учебном процессе на разных возрастных этапах. На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности.

Согласно исследованиям социальных психологов (Д. Мид, Э. Берн), игра представляет собой модель социального взаимодействия, является средством усвоения ребёнком социальных установок, приобретения социальной компетентности. В настоящее время внимание учителей истории всё более обращено на нетрадиционные методики в обучении, в том числе игровые. Сформулированы новые задачи исторического образования, которые требуют реализации личностно-ориентированного обучения, поиска соответствующего содержания и технологий. Новое содержание предусматривает альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, допускает неоднозначные этические оценки личности и исторических событий.

Степень научной изученности проблемы. На основе анализа литературы можно сказать о результативных теоретико-методологических исследованиях проблематики игры как феномена культуры, развития личности и ее социализации, творчества в игровой деятельности (И. Хейзинга, Дж. Г. Мид, К. Левин, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин). Имеются значительные дидактические достижениях в исследовании значения и сущности технологии игры в обучении (П. И. Пидкасистый, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, С. А. Шмаков). Литература свидетельствует о методических исследованиях проблем содержания и видов игровой деятельности - основные принципы подготовки организации, анализа учебных исторических, методические основы проведения исторических игр, концепция драмогерменевтики, игр-упражнений.

В то же время проблема остается актуальной в силу недостаточной разработки методологии и теории инновационного процесса на базе игрового эксперимента, методики игровых технологий в современном преподавании истории, исследование вопросов возрастного и личностного развития школьников, динамики мотивов исторического познания.

Из сопоставления современного состояния методики обучения истории и взглядов философов, педагогов, психологов на функции игры в обучении и воспитании ребёнка вытекает основное противоречие между потребностями современной методики обучения истории в освоении инновационных технологий и традиционной системой преподавания. Оно, это противоречие, проявляется и конкретизируется в следующих частных противоречиях между: когнитивно-ориентированным массовым обучением и потребностью в личностно-ориентированном образовании; традиционной методикой преподавания истории и потребностью в развитии личности человека, реализующего свои творческие способности; несвободным характером обучения и потребностью развития личности ученика, обладающего внутренней мотивацией и нравственно-волевой регуляцией познавательных мотивов.

Таким образом, выявленные на основе анализа научной литературы и имеющегося опыта использования игровых технологий в историческом образовании противоречия, свидетельствуют о существовании проблемы использования игровых технологий в обучении истории, необходимости разработки её теоретико-методологических основ и практики применения. Данное обстоятельство определило выбор темы исследования «Игровые технологии в обучении истории как средство повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися 5-8 классов».

Поэтому при написании курсовой работы поставлена цель – знакомство с теоретическим обоснование методики игровых технологий в обучении истории и их влияния на повышение эффективности усвоения учебного материала учащимися 5-8 классов ( исследовать уровень влияния).

Задачи исследования:

  • 1. Познакомиться с теоретическим анализом философских, педагогических, психологических и дидактических основ методики игровых технологий в обучении истории.
  • 2. Уточнить основные понятия - «игра», «игровые технологии».
  • 3. Определить сущность образовательного потенциала игровых технологий.
  • 4. Изучить психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.
  • 5. Выявить особенности применения игровых технологий в процессе обучения подростков.
  • 6. Начать формировать для себя банк данных игровых технологий в обучении истории как средства повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися и их личностного развития (5-8 классов).

Объект исследования: процесс обучения истории в школе.

Предмет исследования: реализация игровых технологий, способствующих повышению эффективности усвоения учебного материала учащимися развитию личности школьников в обучении истории (в 5-8 классах).

Методологическую основу работы составили труды философов, посвященные проблемам игры, значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Шиллер, И. Хейзинга, Дж. Мид, К. Берк, И. Гофман, Х. Данкен, В. С. Библер). А также - психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные зарубежными авторами (В. Штерн, К. Левин, С. Слиозберг, Ж. Пиаже, Э. Берн), положения гуманистической психологии о самоактуализации личности (А. Маслоу), фасилитирующем обучении (К. Роджерс); обоснование роли образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего развития, исследованные отечественными авторами (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, A. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Ш. А. Амонашвили).

Дидактические вопросы инновационных технологий, рассмотренные B. П. Беспалько, классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр, описанные О. С. Газманом, М. В. Клариным, Г. К. Селевко, концепция игры как феномена культуры учащихся, и их игрового поведения в коллективе С. А. Шмакова, а также классификации учебных игр по истории Г. А. Кулагиной, М. В. Коротковой, Л. П. Борзовой.

Методы исследования определились его целью, необходимостью решения методологических, теоретических и практических задач: теоретический анализ литературы по проблеме исследования и обобщение педагогического опыта теоретического моделирования игровых технологий и их практического применения.

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, а также статистические методы обработки данных диагностики мною не могли быть использованы в силу того, что педагогическую практику не проходил. В ходе работы предпринята попытка теоретического моделирования игровых технологий, направленных на повышение эффективности усвоения учебного материала учащимися 5-8 классов. На заключительном этапе осуществлялся анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

  • 1. Знакомстве с обоснованием игровых технологий в методике преподавания истории в качестве актуальных для повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися.
  • 2. Выявлении педагогических условий реализации игровых технологий в обучении истории в целях повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися.
  • 3. В подборе игр, позволяющих повысить эффективность усвоения учебного материала по истории.

Практическая значимость исследования состоит в:

  • - создании собственного банка игр, учебно-методического комплекса игровой технологии в обучении истории;
  • - разработке методических рекомендаций для будущих учителей по использованию игровых технологий в обучении истории.

Положения - гипотезы:

  • 1. Игровые технологии в историческом образовании являются актуальными в современной социокультурной и психолого-педагогической ситуации.
  • 2. Реализация игровых технологий в обучении истории адекватна личностно-ориентированной образовательной модели, деятельностному подходу к обучению и предполагает применение содержания, организационных форм и методов обучения в целях повышения эффективности преподавания истории в школе.
  • 3. Введение в структуру урока истории игровой деятельности повышает качество обучения учащихся, дисциплинирует их, а также влияет на развитие ребенка как личности.
  • 4. Использование игровых технологий требует совершенствования педагогической компетентности учителей истории, развития их творческого потенциала.