Художественно-эстетическое развитие детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы художественно-эстетического развития детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности.

  • 1.1. Особенности художественно-эстетического развития детей пятого года жизни.
  • 1.2. Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей пятого года жизни.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется ее значимостью в воспитании ребенка-дошкольника. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, играет важную роль в формировании характера, а также в развитии хорошего вкуса детей. Одним из средств художественно-эстетического развития детей является театрализованная деятельность. Она развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образов. Формировать личность в плане художественно-эстетического развития важно в наиболее благоприятном для этого возрасте. Пятый год жизни является сензитивным для художественно-эстетического развития дошкольников, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы развития ребенка.

Вопросы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста рассматривали многие отечественные психологи и педагоги (Ветлугина Н. А., Кабалевский Д. Б., Неменский Б. М., Поддъяков Н. Н., Сухомлинский В. А., Ушинский К.Л. и другие). По их мнению, представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Современные авторы (Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Еламанова С.А., Мендаякова К.М., Оразалиева М.А., Праслова Г.А., Сулейменова Б.Р) считают особенно ценным комплексный метод в изучении искусств, утверждают, что для гармонического развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Именно в театрализованной деятельности есть возможность сочетания их всех.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов и методистов: Л.А. Артёмовой, М.Л. Бочкарёвой, А.А. Ворошниной, Н.А. Карпинской, Е.А. Николаичевой, Л.С. Фурминой, Л.Г. Сигуткиной, А.П. Реуцкой, И.М. Медведевой, Т.Л. Шишовой и других. Большинство авторов отмечают, что театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка.

При решении заявленной проблемы выявляется противоречие между значением художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста, и тем, что воспитателями недостаточно используются научно обоснованные методы реализации данной задачи. Педагоги дошкольных организаций недооценивают возможности художественно-эстетического развития детей пятого года жизни средствами театрализованной деятельности, что подтверждает актуальность данного исследования.

Тема исследования: «Художественно-эстетическое развитие детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности».

Цель исследования: выявить возможность художественно-эстетического развития детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей пятого года жизни.

Предмет исследования: методы работы по художественно-эстетическому развитие детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс художественно-эстетического развития детей пятого года жизни будет успешным, если:

  • - охарактеризовать процесс и определить особенности художественно-эстетического развития у детей среднего дошкольного возраста;
  • - определить методы работы по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
  • - проводить данную работу в тесном сотрудничестве с родителями.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  • 2. Охарактеризовать процесс и определить особенности художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
  • 3. Определить методы работы по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста при организации театрализованной деятельности.
  • 4. Разобрать и апробировать серию мероприятий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности.

Методы исследования:

  • - теоретический (анализ, систематизация и обобщение информации по проблеме исследования);
  • - эмпирические (наблюдение, анкетирование родителей, педагогический эксперимент);
  • - статистические (математическая обработка количественных данных по результатам диагностики детей).

Практическая значимость исследования состоит в том, разработанные в рамках выпускной квалификационной работы материалы могут быть использованы студентами колледжа на производственной практике и молодыми воспитателями дошкольных образовательных организаций.

База опытно-практической работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» общеразвивающего вида села Ахмерово муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.