Гибкость и основы методики её воспитания у детей дошкольного возраста
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы изучения гибкости как физического качества.
- 1.1. Гибкость - как ценное физическое качество.
- 1.2. Разновидности гибкости и факторы, влияющие на её развитие.
2. Методы и средства развития в воспитании гибкости.
- 2.1. Методические аспекты развития гибкости.
- 2.2. Методы измерения и особенности воспитания гибкости в сенситивные периоды.
3. Методы и организация исследования.
- 3.1. План проведения эксперимента.
- 3.2. Организация эксперимента его результаты и их интерпретация.
- 3.3. Оценка эффективности разработанной методики воспитания и развития гибкости у детей дошкольного возраста.
Выводы.
Список используемой литературы.
Приложения.
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из основных задач решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих дошкольника, которые занимают важное место в подготовке его к жизни, общественно-полезному труду, обеспечивая высокую работоспособность на протяжении многих лет.
Гибкость - одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с раннего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон связочного аппарата у детей, призываем решить задачу по обеспечению гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Воспитание гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для воспитания гибкости помогут развитию гибкости у дошкольников:
- - укрепить суставы и связки;
- - укрепить мышечные волокна;
- - сделать мышцы более эластичными;
- - предупредить травмы.
Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.
Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее, это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Если со временем, не внедрить в жизнь дошкольника занятия на развитие, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.
Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.
Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, воспитывающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.
Воспитывать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. Малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку, чем в более старшем возрасте. Если заниматься с крохой с рождения, к моменту поступления в школу он не утратит природной гибкости, заложенной в нем на генетическом уровне.
Общественное дошкольное воспитание, является одним из важнейших звеньев в системе образования Российской Федерации. Основная его цель - подготовить ребенка-дошкольника к обучению в школе. Вместе с тем, результаты исследования многих ученых неоднократно подтверждено, что упор на интеллектуальное развитие ребенка зачастую приводит к снижению уровня их двигательной активности и, как следствие, к ухудшению состояния здоровья. Заболеваемость среди школьников продолжает расти. У 15-20 % детей отмечены хронические заболевания, более 50 % детей имеют различные функциональные отклонения, у 30-40 % наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата, у 35-42 % детей младшего и 20-30 % старшего дошкольного возрастов проявляются неврологические и аллергические реакции, а также нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы.
Проблема воспитания гибкости у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время, так как большинство используемых физических упражнений лишь косвенно влияют на это психофизическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития.
Оптимальный уровень гибкости считается важным показателем гармоничного психофизического развития, поэтому закономерно, что воспитание этого качества является одной из первейших задач многих систем, способствующих совершенствованию человека.
С одной стороны, в дошкольном возрасте растёт уровень физической подготовленности, создаются прочные психологические и физиологические основы для повышения их работоспособности путем целенаправленного воспитания психофизических качеств.
С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища, и конечностей, у детей этого возраста слабо развиты связочные отделы, особенно мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи с этим форсированное воспитание гибкости без соразмеренного укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, пере растяжение мышц, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания статических положений, направленных на воспитание гибкости, с динамическими упражнениями с целью обеспечения гармоничного воспитания психофизических качеств.
Гибкость важна при выполнении жизненно необходимых двигательных действий. А также для выполнения специальных двигательных действий, где она имеет решающее значение. К таким относятся виды спорта: художественная и спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание и другие. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы.
Таким образом, наблюдается противоречие между значимостью и необходимостью воспитания гибкости, наличием предпосылок для использования упражнений для воспитания этого психофизического качества у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработкой этой проблемы, с другой стороны. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования. В соответствии с избранной темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования. Воспитание гибкости остается одной из актуальных проблем физической культуры.
Объект исследования: учебно-педагогический процесс физической культуры в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: воспитание гибкости у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить наиболее эффективные средства и методы воспитания гибкости у дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- 1. Проанализировать и выявить возрастные особенности воспитания гибкости и факторы, влияющие на ее развитие.
- 2. Определить основные методы и средства воспитания гибкости у дошкольников.
- 3. Экспериментально обосновать эффективность использования методов и средств воспитания гибкости у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что регулярное использование комплекса статических упражнений воспитания гибкости с учётом индивидуальных особенностей дошкольников, будет способствовать повышению уровня гибкости.
В работе были использованы методы: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; математико-статистические методы исследования; анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента.