Гендерные особенности мотивации и психической надежности спортсменов

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические подходы к исследованию мотивации и психической надежности спортсменов.

  • 1.1. Проблема мотивации в психологии.
  • 1.2. Психологические особенности спортивной мотивации.
  • 1.3. Психическая надежность как фактор профессиональной успешности спортсменов.
  • 1.4. Проблема гендера в спортивной деятельности.

Выводы по первой главе.

2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей мотивации и психической надежности спортсменов.

  • 2.1. Организация и проведение эмпирического исследования.
  • 2.2. Эмпирическое исследование ведущих мотивов и компонентов надежности у спортсменов женского и мужского пола.
  • 2.3. Сравнительный анализ компонентов психической надежности и ведущих мотивов у спортсменов женского и мужского пола.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

В современных условиях особое значение приобретает личность профессионала, как основная движущая сила всех изменений современного общества. Индивидуальные характеристики личности, в особенности гендерные, привлекают все большее количество исследователей различных отраслей знания. Проблема гендера отличается своей многогранностью, ее изучением занимаются представители таких наук, как социология, педагогика, философия, культурология. Но все - таки ведущую роль в разработке и изучении гендерных различий занимает психология.

Практическая значимость и актуальность исследования гендерных особенностей личности спортсменов характеризуется объективной необходимостью учета различных гендерных характеристик в организации психологического сопровождения спортсменов как условия повышения эффективности спортивной деятельности и обеспечения психологического здоровья. Мотивация является одной из основополагающих личностных особенностей. Мотивационная сфера формируется на протяжении целой жизни с самого раннего возраста. Одними из важных компонентов в формировании мотивации являются воспитание в семье, влияние тренеров и учителей на ребёнка, проявляющиеся не только в индивидуальных особенностях ребенка, но и в его стремлениях к двигательной активности.

Мотивационная сфера спортсмена, которая направлена на успешную спортивную деятельность - это костяк его личности. Этот костяк представляет собой, совокупность внутриличностных качеств, мотивов, побуждающих к действию, как в соревновательный период, так и в тренировочное время.

То, насколько спортсмен будет физически готов для работы, зависит от мотивации и мотивов спортсмена. Мотивы стимулируют проявление таких качеств как воля, благодаря которой спортсмены добиваются поставленных целей. Исследованием мотивации занимались такие ученые как Л.В Бороздина, Е.П Ильин, Б. Д. Кретти, А. Ц. Пуни.

Психическая надежность спортсмена является одним из ключевых факторов его успешной деятельности. Уровень надежности спортсмена, показывают успешность контроля собственных психических состояний в соревновательный период. Исследованием надежности занимались В.И. Моросанова, О.А. Конопкина, Б.Б. Коссова, В.Э. Мильман, Г.С. Никифорова, О.А. Конопкина, П.Ф. Ломова, П.К. Анохина.

Объект исследования – спортивная мотивация как фактор психической надежности спортсменов.

Предмет исследования – гендерные особенности спортивной мотивации и психической надежности спортсменов.

Цель работы - изучить гендерные особенности мотивации и психической надежности у спортсменов.

Задачи исследования:

  • 1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме гендерных особенностей мотивации и психической надежности спортсменов.
  • 2. Исследовать ведущие мотивы спортсменов женского и мужского пола.
  • 3. Изучить преобладающие компоненты надежности у девушек и юношей.
  • 4. Выявить различия компонентов надежности и ведущих мотивов у спортсменов женского и мужского пола.

Гипотеза: существуют различия в выраженности мотивов и компонентов надежности у спортсменов женского и мужского пола.

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы:

  • - анализ и обобщение литературных источников;
  • - методы сбора информации – тестирование;
  • - анализ данных по t – критерию Стьюдента;
  • - методы интерпретации полученных данных.

Методики исследования:

  • 1. Методика выявления доминирующих мотивов у спортсменов А.В. Шаболтаса (в адаптации Е.П. Ильина).
  • 2. Опросник спортивной мотивации Е.Х. Бабушкина.
  • 3. Анкета для выявления психической надежности у спортсменов В.Э. Мильмана.

Эмпирическая база исследования. В данном исследовании приняли участие спортсмены, занимающиеся индивидуальными и командными видами спорта в количестве 104 человек женского и мужского пола.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, из главы теоретической части и главы эмпирической части, заключения по главам и заключения по курсовой работе, списка литературы, трех приложений. В тексте работы содержится 3 таблицы и 3 рисунка.