Фундаментальная ошибка атрибуции

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения особенностей фундаментальной ошибки атрибуции.

  • 1.1. Особенности каузальной атрибуции в системе социального восприятия.
  • 1.2. Фундаментальная ошибка атрибуции как тип искажения ситуации человеческой коммуникации.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность исследования. Известно множество различных интерпретаций того факта, что человек ищет присутствие себе подобных. У человека поиск контактов с другими людьми связан с возникающей потребностью в общении. В отличие от животных у человека потребность в общении, контакте, является вполне самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в еде, в одежде и т. д.). Она возникает у человека чуть ли не с рождения и отчетливо проявляется в полтора – два месяца. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Межличностное восприятие – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований межличностного восприятия посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достройки» образа другого человека на основе имеющейся в наличии, нередко ограниченной, информации о нем и, при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия.

Восприятие предметов и явлений материального мира, их различных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствие с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса. Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей его становления и развития, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.

Каузальная атрибуция – это феномен социального взаимодействия, который заключается в интерпретации индивидом причин поведения других людей и своего собственного. Процесс восприятия человеком человека, оценки, приписывания определенных характеристик зависит от многих факторов; его можно сравнить разве что с разветвленной многоходовым алгоритмом. Построение моделей межличностного восприятия осуществляется в рамках различных теорий атрибуции, общий смысл которых удачно обобщил Д. Горлиц: «Кто, когда и в отношении кого что сделал, как, для чего и почему?».

Исследование закономерностей восприятия людьми друг друга – одна из наиболее актуальных психологических проблем. Психология с момента своего становления как самостоятельной науки всегда держала эту проблему в фокусе своего пристального внимания. Это объясняется не столько теоретическим, сколько практическим значением вопрос. Понимание других людей необходимо каждому, кто хочет общаться, действовать, воспитывать, заниматься управленческой деятельностью. Ситуации совместной деятельности и общения требуют от участников умения воспринимать, описывать и понимать психологические особенности друг друга. Компетентность и успешность личности в понимании психологических особенностей других людей, партнеров по деятельности – важная способность, которая помогает оптимизировать любую социальную ситуацию, уменьшить вероятность конфликтов.

Необходимо отметить следующие работы отечественных ученых в области каузальной атрибуции: «Предвзятость в каузальной атрибуции» Л.Ю. Александровой; «Прикладные аспекты теории атрибуции» А.И. Анисимого; «Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования и изменение» М.М. Далгатова; «Каузальная атрибуция в сложных жизненных ситуациях» И.В. Михайловой; «Об использовании теории каузальной атрибуции в системах поддержки принятия решений» А.И. Моисеева и пр.

Цель работы. Установление особенностей и причин проявления фундаментальной ошибки атрибуции.

Объект исследования – каузальная атрибуция.

Предмет исследования – факторы и механизмы возникновения фундаментальной ошибки атрибуции.

Теоретико-методологическая база. Исследования в области каузальной атрибуции и в области изучения социального восприятия (В.А. Барабанщиков, В.А. Дмитриева, М.И. Еникеев, Г. Келли, А.Р. Лурия, А.А. Налчаджян, Т.Г. Стефаненко и другие).

Задачи:

  • 1. Описать особенности каузальной атрибуции в системе социального восприятия.
  • 2. Изучить фундаментальную ошибку атрибуции как тип искажения ситуации человеческой коммуникации.

Теоретическая значимость: данная исследовательская работа может служить справочным материалом для учителей в школе для изучения и установки причины конфликтов в детских коллективах.

Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы, который насчитывает 30 источников. Основной текст работы изложен на 20 страницах.