Формирование УУД у младших школьников на уроках русского языка

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

  • 1.1. Характеристика процесса формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
  • 1.2. Методы и приемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

Выводы по главе 1.

2. Практическая работа по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

  • 2.1. Методическое обоснование использования различных методов и приемов формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование универсальных учебных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы работы.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и недостаточностью путей решения проблемы.

Тема исследования: "Формирование УУД у младших школьников на уроках русского языка".

Цель исследования: выявить эффективность использования приемов формирования УУД на уроках русского языка.

Объект исследования: процесс формирования УУД на уроках русского языка.

Предмет исследования: методы и приемы формирования УУД у обучающихся на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: формирование УУД у младших школьников на уроках русского языка будет эффективнее, если использовать различные методы и приемы.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить и систематизировать литературу по педагогике, психологии и методике обучения русскому языку в начальной школе по теме исследования.
  • 2. Охарактеризовать особенности формирования УУД в начальной школе.
  • 3. Выявить эффективные методы и приемы для формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка.
  • 4. Составить конспект урока по русскому языку для начальной школы с применением универсальных учебных действий.

Методы исследования:

  • - теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования);
  • - эмпирические методы (составление конспекта урока по русскому языку, направленного на формирование УУД у младших школьников на уроках русского языка).