Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы проблемы формирования патриотических чувств у старших дошкольников.

  • 1.1. Анализ состояния проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у старших дошкольников.
  • 1.3. Педагогические условия формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Выводы по первой главе.

2. Экспериментальная работа по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

  • 2.1. Состояние проблемы формирования патриотических чувств у старших дошкольников в практике дошкольного образовательного учреждения.
  • 2.2. Организация работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
  • 2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Проблема формирования патриотических чувств особенно актуальна в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период социальное развитие осуществляется не только при стихийном воздействии внешних факторов, но и в сфокусированном, организованном педагогическом процессе. В связи с этим важность адекватного выбора условий и средств, позволяющих осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников с максимальной эффективностью, возрастает.

Формирование патриотических чувств по отношению к ребенку дошкольного возраста определяется, в процессе формирования его необходимо участвовать во всех делах на благо окружающих его людей, представителей живой природы, в его наличии такие качества, как сострадание, симпатия, самооценка; самосознание как часть мира.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» гласит, что патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства лояльности к их отечество и готовность к выполнению гражданских обязанностей и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В «Стратегии развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что приоритетной задачей Российской Федерации в области воспитания детей является развитие высоконравственного человека, разделяющего российские традиционные духовные ценности, имеющий соответствующие знания и навыки, а также способен реализовать свой потенциал в современном обществе, готовом к мирному строительству и защите родины.

В современном обществе наблюдается потеря целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, эгоцентризм, кардинальное изменение ценностей. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подчеркивает настоятельную необходимость активизации процесса воспитания дошкольного патриотизма. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко реагируют на все инициативы, способны искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время плодородной почвы, так как в этом возрасте есть большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс самосознания в окружающей среде.

Актуальность проблемы формирования патриотических чувств дошкольников заключается в том, что в последние годы привитие чувства патриотизма приобретает все большую социальную значимость и становится задачей общегосударственного значения. Патриотизм - это любовь к своей родине, которая подразумевает гордость за достижения и культуру своей родины, чувство неразрывной связи с людьми, их языком, образом жизни и нравами. Воспитывать это чувство нужно с дошкольного возраста, так как в этом возрасте закладывается основа для общего развития ребенка, начинается процесс формирования его личности, закладываются предпосылки гражданских качеств, ответственность и умение ребенок к свободе выбора, уважения и понимания у других людей. Без исключения факторы: экологические, социальные, экономические, идеологические, психологические и т. д.

«Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» формулируют теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций в воспитании патриотизма в современных условиях. Патриотизм призван придать новый импульс духовному исцелению людей, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется посредством более частных заданий, с учетом специфики предметов и объектов образования, условий, в которых оно осуществляется, особенностей их решения в экономическая, социальная, правовая, политическая, духовная и другие сферы.

Наш анализ показал, что эта проблема не получила адекватного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но не предлагают целостную систему работы в этом направлении. Характерной особенностью исследования, связанной с формированием патриотических чувств у дошкольников, является обращение к определенным аспектам проблемы. Так что в работах Т.Н. Дороновой четко прослеживается идея формирования патриотических чувств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаева формирование патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, О.И. Князев, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Джи. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и др. Подчеркивают важность ознакомления детей с культурным наследием народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликов предлагают одно из решений проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников через познание родины-России.

Анализ научной литературы выявил ряд противоречий, которые существуют в процессе формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Это противоречие между:

  • - социальный заказ общества на воспитание человека - современный, образованный, моральный, готовый самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, с чувством ответственности за судьбу страны и, в то же время, снижением уровня патриотизма в современном обществе;
  • - одним из требований общества и государства в результате ухода из детского сада является уровень формирования патриотических чувств, необходимых для социализации и отсутствия систематической организации работы по формированию патриотических чувств.

Поиск педагогически эффективных путей разрешения этих противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, является исследовательской проблемой, актуальной как для теории, так и для практики дошкольного образования.

Все вышеперечисленное определило выбор темы данной квалификационной работы: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальное тестирование педагогических условий формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - педагогические условия формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Исследовательская гипотеза: Процесс формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста станет более эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • - партнерство между дошкольной образовательной организацией и семьей было организовано на основе принципа учета этнокультурных особенностей семейного воспитания детей;
  • - создал развивающую предметно-пространственную среду, обогащенную педагогическими средствами патриотического воспитания детей;
  • - родители (законные представители) и дети были вовлечены в досуговые занятия ПОО как основу для воспитания у детей чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и социальной активности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, в исследовании определены следующие задачи:

  • 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования патриотических чувств у старших дошкольников.
  • 2. Определить содержание, формы и методы формирования патриотических чувств у дошкольников в детском образовательном учреждении.
  • 3. Разработать и проверить критерии проверки гипотез.
  • 4. Проводят экспериментальную работу по выявлению условий формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов, анкетирование.

Вышеуказанные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности педагогических условий для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы проверить условия формирования патриотические чувства у старших дошкольников.

Научно-исследовательская база - МБДОУ д / с компенсирующего типа № 24 Снежинск.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в практике дошкольного образования; практические материалы, содержащиеся в работе, могут быть использованы учителями дошкольных учреждений для определения содержания и педагогических условий формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста; Предложенные диагностические средства позволяют определить уровень формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.