Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе

План курсовой работы

Введение.

1. Лингвометодические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка.

  • 1.1. Орфографическая зоркость как методическое понятие.
  • 1.2. Лингвистические и методические предпосылки формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в основной школе.
  • 1.3. Методы формирования орфографической зоркости.

2. Методика формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.

  • 2.1. Анализ учебников русского языка для 5 класса с точки зрения формирования орфографической зоркости.
  • 2.3. Анализ опыта работы учителей русского языка по формированию орфографической зоркости.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

В современной школе до сих пор одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка является формирование орфографической грамотности. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Данная проблема чрезвычайно важна не только как методическая проблема, но и как социальная. Во-первых, фактор грамотности необходим для наиболее точного выражения мыслей и взаимопонимания, а, во-вторых, для культуры всего общества. Так как высокая речевая и языковая культура всегда и везде очень высоко ценятся. В этом и стоит главная задача школы – вырастить воспитанную и образованную личность, что невозможно без достижения орфографической грамотности.

Одним из условий достижения орфографической грамотности является формирование орфографической зоркости. Орфографическая зоркость - это умение «видеть» в словах «ошибкоопасные» места, т.е. такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Такие трудные места в русском языке называются «орфограммой», изучением которой занимается особый раздел науки о языке – орфография.

Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому ученые, психологи, методисты, учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры по улучшению положения.

Большой вклад в исследование данной проблемы внесли такие ученые как: М.Т. Баранов, М.М. Разумовская, Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, П.С. Жедек, Н.Ф. Иванова, Д.Н. Богоявленский, Н.Н. Алгазина.

Проблема формирования орфографической зоркости является актуальной не только на начальном этапе обучения, но и в средних классах. Сейчас на уроках русского языка учителя стараются полностью перейти на современные методы обучения орфографии, которые заинтересуют учащихся и будут развивать их познавательный интерес. В связи с переходом всех школ на новый уровень образования (ФГОС), разрабатываются новые методы и приемы изучения и закрепления знаний по орфографии, которые будут более эффективными для работы по формированию орфографической грамотности.

Цель исследования: выявление эффективной методики формирования орфографической зоркости у учеников 5 класса.

Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:

  • - изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
  • - раскрыть сущность понятия орфографической зоркости на основе разных точек зрения ученых, методистов, психологов;
  • - выявить лингвистические и методические предпосылки, методы формирования орфографической зоркости;
  • - проанализировать учебники по русскому языку для 5 класса с точки зрения формирования орфографической зоркости;
  • - провести анализ опыта учителей русского языка по формированию орфографической зоркости учеников 5-го класса.

Объектом исследования данной работы будет процесс обучения русскому языку, направленный на повышение орфографической грамотности.

Предмет исследования: методика формирования орфографической зоркости учащихся.

При проведении данного исследования были задействованы следующие методы: анализ научной литературы, метод сплошной выборки, с помощью которого был собран практический материал; наблюдение; анализ; индукция и дедукция.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.