Формирование навыков самообслуживания у слабовидящих детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретический анализ проблемы формирования навыков самообслуживания слабовидящих детей младшего дошкольного возраста.

  • 1.1. Понятие «навыки самообслуживания» в современной дефектологии.
  • 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.
  • 1.3. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
  • 1.4. Роль дидактических игр в формировании навыков самообслуживания у слабовидящих детей младшего дошкольного возраста.

Выводы по первой главе.

2. Экспериментальное изучение особенностей формирования навыков самообслуживания у слабовидящих детей.

  • 2.1. Обоснование выбора методов обследования навыков самообслуживания у слабовидящих детей.
  • 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
  • 2.3. Программа коррекции и развития навыков самообслуживания у слабовидящих детей.
  • 2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента.
  • 2.5. Рекомендации для родителей по развитию навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Формирование навыков самообслуживания у слабовидящих детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение в развитии, как в познавательной деятельности, так и в их психическом развитии в целом. Способность ребенка удовлетворять свои потребности, позволяет ему быть более уверенным в себе и своих силах, развивает предпосылки к формированию адекватной самооценки, формирует такие черты как самостоятельность, опрятность, трудолюбие, дисциплинированность, а также помогает успешной социализации и адаптации в обществе.

Наиболее благоприятным периодом для обучения детей самообслуживанию является младший дошкольный возраст, так как именно в это время ребенок способен овладевать простейшими элементами трудовой деятельности. На данном этапе возрастного развития, решаются задачи формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания таких как санитарно-гигиенические умения, навыки приёма пищи и навыки одевания и раздевания.

Для любого ребенка процесс овладения навыками самообслуживания является очень важной и требующей определенных усилий задачей, но у детей имеющих ограниченные возможности здоровья, он происходит по своим законам и имеет некоторые особенности.

Как известно для детей имеющих нарушения развития характерны нарушения приема, хранения и переработки информации. Так же отмечается замедление темпа возрастного онтогенеза и процесса формирования понятий, трудности словесного опосредования и деформация социальной ситуации. Это приводит к тому, что навыки и умения у таких детей без специального коррекционного воздействия, самостоятельно либо не формируются, либо формируются дефектно.

Поэтому, дети с нарушением зрения, поступая в детское дошкольное учреждение, часто не владеют элементарным приемами ухода за собой. Что обуславливает необходимость создания специальных коррекционно-развивающих программ в рамках трудового воспитания слабовидящих детей младшего дошкольного возраста, направленных на формирование навыков самообслуживания, применяемых как в режимных моментах, так и в специально организованной деятельности.

Одним из наиболее актуальных методов обучения слабовидящих детей младшего дошкольного возраста приемам самообслуживания, является дидактическая игра.

Дидактическая игра помогает усвоению и закреплению знаний, а также овладению способами познавательной деятельности. При этом игра, являясь ведущим видом детской деятельности, позволяет повысить интерес детей к занятиям. Однако, в следствии нарушения работы зрительного анализатора, восприятие окружающего мира строится у таких детей на дефектной основе, что влечет за собой трудности в овладении новыми знаниями и умениями, поэтому слабовидящих детей как любому виду деятельности, игре, необходимо обучать.

С каждым годом количество детей, имеющих нарушения зрения увеличивается. Этому способствуют как эндогенные факторы, так и экзогенные. Всё чаще расстройство работы зрительного анализатора фиксируется у детей младшего дошкольного возраста именно тогда, когда формируются все основные навыки и умения, в том числе и навыки самообслуживания.

В разное время изучением особенностей формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения занимались такие ученные как Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.А. Лысенко, Н.Е. Веракса.

Знание принципов и особенностей формирования навыков самообслуживания и игровой деятельности у младших дошкольников с слабовидением, позволяет правильно строить коррекционно-развивающую работу включая в нее дидактические игр. Что в свою очередь будет решать такие задачи как: формирование самостоятельных предметно-практических действий, представлений об окружающем мире, развитие речи, развитие сенсорного и тактильного восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственной ориентировки, а также развитие способности выполнения действий по образцу и словесной инструкции. Что в будущем станет залогом успешного формирования игровой и трудовой деятельности.

В настоящее время сложилось противоречие между потребностью в формировании навыков самообслуживания у слабовидящих детей младшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточно разработанной базой дидактических игр с другой.

Цель исследования: формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Объект исследования: навыки самообслуживания у слабовидящих детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование навыков самообслуживания у слабовидящих детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Гипотеза: мы предполагаем, что включение в коррекционно-развивающую программу игровых методов обучения самообслуживанию и упражнений для развития этих навыков позволит наиболее эффективно сформировать у слабовидящих детей младшего дошкольного возраста такие навыки самообслуживания как:

  • - овладение санитарно-гигиеническими умениями;
  • - приёмами одевания и раздевания;
  • - навыками приема пищи.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Выделить особенности формирования навыков самообслуживания у слабовидящих детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры и изучить их;
  • 3. Подобрать диагностические методики по проблеме исследования;
  • 4. Разработать коррекционно-развивающую программу.

Методы исследования:

  • - теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
  • - эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент, анкетирование);
  • - биографические (изучение документации; анализ анамнестических данных);
  • - статистические (качественный и количественный анализ полученных результатов).

Теоретико-методологическая основа исследования:

  • - «концепция о соотношении первичного и вторичного нарушений», «учение о структуре дефекта», «онтогенетическая теория», «концепция о зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский);
  • - «теоретические аспекты компенсации слепоты и слабовидения» (Л.И. Солнцева, М.И. Земцова);
  • - «теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения» (Л.И. Плаксина);
  • - концепция «Формирование игры как средства коррекции в психическом развитии и физическом развитии слабовидящих детей» (Д.М. Малеев).

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в методических пособиях, адресованных специалистам, работающим с детьми с нарушением зрения, в практической работе дефектолога, тифлопедагога, воспитателя, родителей.

Структура работы: Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

База практики: Автономное учреждение дошкольного образования Муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка - детский сад «Светлячок»». Г Заводоуковск.