Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей.

  • 1.1. Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями живописи.
  • 1.2. Развитие художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста посредством рисования пейзажа.

Выводы по первой главе.

2. Методологические основы формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей.

  • 2.1. Методы и приемы, направленные на формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей.
  • 2.2. Создание предметно-развивающей среды для формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей.

Выводы по второй главе.

Выводы.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Важным средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность (рисование). Она позволяет выразить детям в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само собой, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и четкого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Актуальность исследования. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства. В работах А. Н. Бурова, П. Н. Якобсона, Б. П. Юсова, Р. М. Чумичевой, Т. И. Хризман доказывается необходимость активного использования разных видов и жанров изобразительного искусства в работе с дошкольниками.

В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

По мнению Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знание о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.

В связи с вышеизложенным материалом, рассматриваемая тема «Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей» актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Объект исследования – развитие художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – техника рисования пейзажа, как средство развития художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретическое обоснование и отбор методов и приемов рисования пейзажа для развития художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • - рассмотреть особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями живописи;
  • - ознакомиться с развитием художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста посредством рисования пейзажа;
  • - обозначить и раскрыть методы и приемы, направленные на формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей;
  • - показать разнообразие предметно-развивающей среды для формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей.

Методы исследования: теоретический: изучение и анализ, систематизация и обобщение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение научно-методического обеспечения по теме исследования о воспитании экологической культуры дошкольников в игровой деятельности.

Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы (49 источника), 2 приложений. Общий объем работы (без учета приложений) 42 страницы.