Формирование эмпатических способностей подростков

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии.

  • 1.1. Понятие эмпатии в психологии.
  • 1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии.
  • 1.3. Взаимосвязь эмпатии и экстраверсии.

Выводы по первой главе.

2. Эмпирическое исследование связи экстраверсии и эмпатии.

  • 2.1. Описание исследования.
  • 2.2. Программа формирования эмпатических способностей у подростков.
  • 2.3. Эмпирические результаты.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.6 Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении.

Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса. Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. При этом ванную роль играют личностные особенности подростков, в частности, экстраверсия-интроверсия.

В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.ВЗеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В.Осорина); особенности подросткового и юношеского этапов онтогенеза были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др.

Проблема взаимосвязи экстраверсии и эмпатии подробно рассмотрена в трудах К.Г. Юнга.

В связи с этим противоречием возникает проблема исследования: каким образом можно формировать эмпатию, опираясь на личностные особенности?

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу развития эмпатических способностей подростков.

Объект исследования: эмпатия и экстраверсия.

Предмет исследования: формирование эмпатических способностей подростков.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить понятие эмпатии.
  • 2. Охарактеризовать понятие экстраверсии.
  • 3. Рассмотреть связь эмпатии и экстраверсии.
  • 4. Провести эмпирическое исследование особенностей формирования эмпатии у подростков, взаимосвязь с экстраверсией.

Гипотеза исследования: формирование эмпатических способностей будет успешным, если опираться на личностные особенности подростков.

Теоретико-методологической основой исследования являются исследования эмпатии Т.П. Гавриловой, В.В Зеньковского, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкой, В.П. Кузьминой, И.М. Юсупова, и др.); особенностей формирования межличностных отношений в подростковом возрасте Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна, концепция личности К. Юнга и др.

Методы исследования:

  • - теоретические: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, обобщение, моделирование;
  • - эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (методики:Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова; диагностика эмпатии по Меграбяну, личностный опросник Айзенка), эксперимент;
  • - методы количественного и качественного анализа полученных результатов: методы компьютерной обработки данных;
  • - методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.

База исследования: МБОУСОШ п. «Ключ жизни». Выборка: 40 учащихся средних и старших классов.

Основные этапы исследования:

На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2015 г.) – осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.

На втором этапе – экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.

На третьем этапе – обобщающе-аналитическом (январь 2016 г.) –осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа может использоваться для формирования эмпатии у подростков. Материалы исследования могут использоваться психологами общеобразовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; валидностью использования комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, логике; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, убедительностью и доказательностью полученных данных, их статистической значимостью, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы.