Формирование эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования эмоционального интеллекта у умственно отсталых младших школьников.

  • 1.1. Проблема формирования эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной научно-методической литературе.
  • 1.2. Развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе.

Выводы по главе 1.

2. Специфика формирования эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью.

  • 2.1. Особенности формирования эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью.
  • 2.2. Диагностика сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью.
  • 2.3. Коррекционная работа по формированию эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Введение

Специальная педагогика ставит приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью социальную адаптацию. Важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, которое обусловлено гармоничным взаимодействием интеллекта и эмоциональной стороны.

Психическая жизнь человека представляет собой сложный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера. В работах П.К. Анохина, В.К. Вилюнаса, К. Изарда, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и других исследователей она рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной и мотивационной сферами личности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям реальной действительности.

Термин «эмоциональный интеллект» (1990 г.) ввели П. Саловей и Дж. Мейер, которые определяли его как способность понимать собственные и чужие эмоции и чувства. В структуру эмоционального интеллекта П. Саловей и Дж. Мейер включали следующие компоненты: распознавание эмоций, повышение эффективности деятельности посредством эмоций, осмысление эмоций, регуляция эмоций.

Актуальность данной работы заключается в том, что важным фактором эффективной социальной адаптации является развитие познавательного и эмоционального интеллекта. Ситуация как в отечественной, так и в зарубежной дефектологии сложилась таким образом, что особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей изучены глубоко и основательно, в то время как своеобразие эмоционального компонента психики освещено недостаточно. Это обстоятельство негативно сказывается на эффективности коррекционно-педагогического процесса.

По словам А.Н. Леонтьева именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования эмоционального интеллекта, когда происходит первоначальное фактическое становление склада личности. Это свидетельствует о необходимости изучения эмоционального развития умственно отсталых учащихся, поиску методов диагностики и видов коррекционной работы. Таким образом, на сегодняшний день проблема развития эмоционального интеллекта ребенка с умственной отсталостью приобретает свою актуальность.

Существенный вклад в изучение эмоционального развития при умственной отсталости внесли работы А.Н. Граборова, Л.В. Занкова, В.И. Лубовского, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Намазбаевой, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Л. Рубинштейна, О.Е. Фрейерова и многих других специалистов. Учеными доказана зависимость эмоционального компонента психики от социальной ситуации в развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью, раскрыты особенности его взаимодействия с познавательной сферой, определено место эмоциональных нарушений в структуре интеллектуального дефекта.

Методологически значимыми при разработке вопросов, связанных с развитием личности и эмоциональной сферы умственно отсталых школьников, являются:

  • - учения о единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна);
  • - теоретические положения и модели эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, Д.Р. Карузо, О.В. Лунева, Д.В. Люсина, Дж. Мейера, П. Сэловей);
  • - исследования эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей и подростков (О.К. Агавеляна, Е.П. Кистенева, М.В. Плещакова, Е.В. Хлыстова).

Цель исследования – изучение формирования эмоционального интеллекта у умственно отсталых младших школьников.

Исходя из цели исследования, следует решить следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть современное состояние изучения проблемы формирования эмоционального интеллекта умственно отсталых детей в отечественной науке и за рубежом.
  • 2. Теоретически изучить развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе.
  • 3. Выявить особенности формирования эмоционального интеллекта умственно отсталых младших школьников.
  • 4. Описать содержание коррекционной работы по формированию эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс формирования эмоционального интеллекта.

Предмет исследования – эмоциональный интеллект у младших школьников с умственной отсталостью.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.