Эмоционально-волевое развитие детей среднего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретико – методические основы эмоционально – волевого развития детей среднего дошкольного возраста.

  • 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста.
  • 1.2. Особенности эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.
  • 1.3. Содержание и методы качеств эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.

2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.

  • 2.1. Методика и организация исследования.
  • 2.2. Анализ и интерпретация результатов.
  • 2.3. Программа эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Заключение.

Список литературы.

Введение

В современной детской психологии рассматривается проблема развития эмоционально-волевых качеств детей среднего дошкольного возраста (4- 5 лет), так как эмоциональное развитие и воспитание ребенка, являются фундаментом, на котором закладывается основа личности человека. Эмоционально-волевое развитие ребенка изучали многие исследователи: С. Л. Выготский, И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Д. Д. Уотсон, К. Левин и многие другие. Это связано с альтернативностью понимания термина «эмоционально-волевое развитие» в разных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. Эмоционально-волевое развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития дошкольников 4-5 лет является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.

Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Физические упражнения, несомненно, могут способствовать улучшению построения и бодрости духа.

Для работы с детьми по эмоционально – волевому развитию детей 4 – 5 лет в учреждении дошкольного учреждения воспитателям предлагается использовать методическую литературу, которая подтверждена национальным министерством образования Республики Беларусь. Это могут быть: журнал «Пролеска», учебная образовательная программа дошкольного образования 2012 года, журнал «Логопед» и другие. В них описаны методы, приемы работы с детьми дошкольного возраста, которые воспитатель использует на занятии и в других видах деятельности: трудовой, физической, игровой, художественной, общения и другие.

На сегодня ведется работа в учреждениях для благоприятного развития эмоций у детей дошкольного возраста и написаны педагогами, психологами, учителями – логопедами статьи по неблагоприятному развитию эмоций у детей 4-5 лет: Н. А. Окулевич, Пожалостина.

Для эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования используется методические пособия или программы по данному направлению. В них описаны цели работы, задачи, занятия в которых используются методы и приемы.

Цель работы: теоретически обосновать и разработать программу развития у детей среднего дошкольного возраста эмоционально-волевых качеств.

Задачи работы:

  • 1. Выявить психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста.
  • 2. Определить специфику эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.
  • 3. Уточнить содержание и систематизировать методы эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.
  • 4. Выявить особенности эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.
  • 5. Разработать программу эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - эмоционально-волевое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - содержание и способы эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста.