Экспериментальное исследование образного мышления

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты сущности, характеристики и механизмов образного мышления.

  • 1.1. Понятие и суть образного мышления.
  • 1.2. Целостный подход к анализу мышления в трудах М. Вертгеймера.
  • 1.3. Дискурсивное измерение образного мышления.
  • 1.4. Особенности формирования образного мышления дошкольника 4-5 лет.

2. Экспериментальное исследование и анализ сформированности уровня образного мышления дошкольников 4-5 лет.

  • 2.1. Характеристика МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №11 «Ёлочка».
  • 2.2. Констатирующий эксперимент.
  • 2.3. Анализ результатов диагностирования, рекомендации педагогам.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение А.

Приложение Б.

Приложение В.

Введение

Совсем недавно образовательная система ориентировала педагогов на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.

Кант сказал, что истина человеку недоступна. Это касалось логики. Но что нам может дать в этом вопросе образное мышление?

При изучении со всех сторон разные ученые по-разному трактуют термин «развитие мышления». Иногда этому термину придают весьма широкое значение, применяя его к развитию любой познавательной деятельности ребенка и даже к развитию любой формы поведения, поскольку в нем обнаруживается приспособление к новым обстоятельствам. Такое неправильное расширение термина особо часто встречается у американских авторов, трактующих развитие мышления как «образование новых связей» (Торндайк), «приобретение новых типов поведения» (Харриман).

Логика явилась революцией для человеческого сознания. Она подняла его на уровень сознательного человека и явилась катализатором дальнейшего развития личности и преобразования внешней природы. За логическим мышлением следует мышление образное. Оно уже постепенно проникает в сознание людей, но пока в очень незначительных размерах. Это сознание пробудилось благодаря системе общественного устройства, при которой человек предоставлен сам себе, а не находящийся под постоянным физическим или идеологическим гнетом других, – демократией. Раньше эти зачатки находились лишь у мыслителей, философов, художников и писателей, в большинстве своем имеющих титулованное происхождение (хотя, конечно, и не без исключений). Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический скачок вперед, произошли научно-техническая и информационная революции.

Исследованию образного мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям в дошкольном учреждении, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает ряд новых знаний, которые должны составить основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы. Однако дело не ограничивается простым увеличением круга представлений, простым нарастанием количества знаний. Вместе с изменением содержания происходит перестройка характера умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Дошкольник иначе относится к стоящей перед ним интеллектуальной задаче, пользуется другими способами для ее решения, иначе обобщает наблюдательные явления, чем, например, школьники. Таким образом, рассматривая развитие мышления дошкольника, следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса - изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности ребенка.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе образования, сделав последнее гуманизированным.

Цель курсовой работы: выявить уровень развития образного мышления дошкольника среднего возраста.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • - анализ психолого-педагогической и психофизиологической литературы;
  • - анализ понятийно-терминологической системы по данной теме;
  • - подобрать методики для диагностики образного мышления;
  • - провести констатирующее диагностическое исследование;
  • -проанализировать результаты диагностики.

В качестве методов исследования были использованы наблюдение и диагностические методики, ориентированные на средний дошкольный возраст.

Исследование проводилось на базе МАДОУ МО г.Нягань "Д/с №11 "Ёлочка" в средней группе дошкольников №4 «Звездочки» возраста 4 - 5 лет.

Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка.