Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников.

  • 1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками.
  • 1.2. Сущность и содержание, методы и формы реализации экологической воспитанности дошкольников.
  • 1.3. Возможности учебной программы дошкольного образования по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по первой главе.

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

  • 2.1. Эксперимент.
    • 1 этап - формирование экологических представлений.
    • 2 этап – проведение формирующего эксперимента.
    • 3 этап – проведение контрольного эксперимента.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения А.

Приложения Б.

Приложения В.

Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается на протяжении всей жизни.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека с природой выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.

Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли белорусские ученые. В связи с этим цель исследования – проанализировать и раскрыть основные научные достижения и идеи белорусских ученых-педагогов по проблеме экологического образования дошкольников.

Одна из первых диссертаций была защищена преподавателем Могилевского государственного педагогического института имени А.А.Кулешова Комаровой Ириной Анатольевной. Тема «Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.

В диссертации уточнено понятие «осознанно правильное отношение к природе», которое более широкое, чем такие: бережное, заботливое, положительное, гуманное, заинтересованное и др. Оно имеет три стороны: эмоционально-эстетическую, интеллектуально-познавательную и нравственно-действенную, что позволяет его включать в систему понятий экологического воспитания дошкольников.

В 1996 году преподаватель Витебского государственного университета Шарапова Инна Анатольевна защитила диссертацию на тему «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе познания ими окружающей природы».

Автором диссертации разработаны компоненты системы экологического воспитания детей, включающие ведущие понятия о неживой природе, животных, растениях, человеке, взаимосвязях объектов и явлений природы между собой и человеком.

Раскрыты формы, методы и приемы познания природы и формирование у старших дошкольников экологических представлений и понятий (наблюдения, постановка опытов, элементарная поисковая деятельность, проблемно-игровые ситуации и включение их в природоохранительную деятельность).

Выявлены также педагогические условия организации и проведения деятельности детей, направленной на охрану и преумножение природных богатств.

Преподавателем Могилевского университета имени А.А. Кулешова Прокофьевой Ольгой Олеговной, в 1999 году защищена диссертация «Формирование экологической направленности студентов в процессе профессиональной подготовки специалистов дошкольных учреждений».

Уровень сформированности экологической направленности будущих педагогов дошкольных учреждений значительно возрастает за счет: усиления экологического содержания в учебно-воспитательном процессе, стимулирования деятельности студентов направленной на приобретение знаний, умений в области экологического воспитания детей дошкольного возраста и опыта профессиональной деятельности.

В 2003 году преподаватель Брестского государственного университета Казаручик Галина Николаевна защитила диссертацию по проблеме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр». Автор сделала выводы о том, что дидактические игры экологического содержания направлены на: обеспечение возможностей для усвоения экологических представлений, пробуждения интереса и развития ценностного отношения к природе, формирование мотивов экологически целесообразной деятельности и соответствующих практических умений, обуславливающих становление у дошкольников экологической воспитанности как важнейшего личностного качества.

Ученые Республики Беларусь приняли участие в исследованиях, направленных на совершенствование экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста и внесли определенный вклад в решение этой проблемы.

Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: формирование системы экологических представления в ходе экологического воспитания дошкольников.

Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы экологических представлений на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи:

  • 1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
  • 2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
  • 3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.