Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет

План курсовой работы

Введение.

1. Особенности развития словаря детей в детском саду.

  • 1.1. Особенности развития словаря ребенка дошкольного возраста.
  • 1.2. Условия развития словаря дошкольника.
  • 1.3. Задачи развития словаря дошкольника.

2. Влияние дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей.

  • 2.1. Дидактические игры как один из ведущих видов обучения в детском саду.
  • 2.2. Лексические упражнения как один из ведущих видов обучения в детском саду.
  • 2.3. Использование дидактических игр и лексических упражнений в процессе развития словаря детей 4-5 лет.

3. Экспериментальная часть.

  • 3.1. Характеристика базы и методов проведения эксперимента.
  • 3.2. Констатирующий эксперимент.
  • 3.3. Формирующий эксперимент.
  • 3.4. Контрольный эксперимент.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, для школьника - средством успешного обучения в школе. Для дошкольника, речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее общаются, развиваются, чем их сверстники.

Период дошкольного обучения особенно важен для усвоения устной связной речи, так как основы речевого навыка закладываются в раннем возрасте, и положительные результаты будут только в том случае, если ему предшествовала долгая и кропотливая работа воспитателя, родителей и детей.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

В средней группе детского сада продолжается работа по накоплению, обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Для того чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы, в том числе дидактические игры и лексические упражнения.

Данной проблемой занимались такие авторы, как В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Е.И.Тихеева, Н.Т.Ушакова, Р.И.Лалаева, В.И.Ядешко, Н.С. Жукова, В.И.Логинова, Т.В. Туманова и др.

Объект исследования: процесс развития словаря детей 4-5 лет.

Предмет исследования: дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет.

Цель исследования: выявить влияние дидактических игр и лексических упражнений на развитие словаря детей 4-5 лет.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать вопросы о методах и приемах словарной работы в отечественной литературе.
  • 2. Определить роль дидактических игр и упражнений в словарной работе.
  • 3. Выявить уровень развития словаря детей.
  • 4. Подобрать дидактические игры и лексические упражнения для развития словаря детей.

Гипотеза: если в системе использовать дидактические игры и лексические упражнения, то словарь детей 4-5 лет будет развиваться.

Методы исследования:

  • - теоретические - анализ литературы по данной теме, реферирование;
  • - практические - наблюдения, экспериментирование.