Диалектологические знания в лингвокраеведении в сельских школах

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты лингвокраеведения в сельских школах.

  • 1.1. Понятие о тематических группах диалектных слов.
  • 1.2. Методы сбора диалектного материала.
  • 1.3. Говоры Волгоградской области и их современное состояние.

2. Диалектологические особенности языковой речи сельской школы.

  • 2.1. Преподавание русского языка в поликультурной среде общеобразовательной сельской школы.
  • 2.2. Использование местного языкового материала на уроках русского языка на примере села Оленье Волгоградской области.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

Введение

Диалекты являются составной частью русского национального языка, и поэтому их изучение чрезвычайно важно, поскольку оно позволяет, с одной стороны, вскрыть в структуре современных русских говоров такие явления, которые давно утрачены литературным языком, а с другой – наметить тенденции, определяющие развитие общенародного языка. Особенности живой народной речи – это составная часть национальной культуры.

Знакомясь с ней, можно узнать много нового о семейном укладе, традициях ведения хозяйства, обрядах и верованиях русского народа. Кроме того, изучение говоров даёт очень важный материал для истории русского языка, так как в говорах во многих случаях сохранились явления, литературным языком давно утраченные. Вот почему так важно «… сохранить для истории те названия, которые имеются (или имелись) в народном языке в наше время, но постепенно уходят из языка в силу различных причин».

Территориальные диалекты, испытывая воздействие литературного языка, в свою очередь, влияют на литературные нормы, в результате чего фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок учащихся. Именно поэтому в условиях преподавания русского языка в сельской школе формирование орфографических навыков должно идти с учётом местных особенностей речи.

Устойчивые фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок. Знание фактов диалектологии очень важно для полного понимания учащимися художественных произведений, в которых писатели широко используют диалектизмы.

Актуальность данной темы работы определяется тем, что изучение говора родного села учит предупредительному и корректному общению с незнакомыми людьми, уважительному отношению к живому русскому слову.

Объектом работы являются учащиеся сельской школы.

Предметом работы являются диалектологические знания в лингвокраеведении в сельских школах.

Целью работы является анализ диалектологических особенностей языковой речи сельской школы.

Исходя из цели перед нами ставится ряд задач:

  • - рассмотреть теоретические аспекты лингвокраеведения в сельских школах;
  • - провести анализ диалектологических особенностей языковой речи сельской школы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ключевым методом сбора лексического материала в этой работе считается включение в языковое существование.

2. Базовая задача формирования полного идиолектного словаря определяет перед лексикографами большое число проблем.

Не все их получается решить в одинаковой мере удовлетворительно, и в завершенном в настоящий период труде составителям хорошо заметны разрешенные ошибки, неточности, противоречия. И все же каждый новый лексикон – это шаг вперед в изучении языковой материи и личности человека, владеющего языком.

Опыт первопроходцев поможет осуществить в словарную практику новые проекты и в то же время послужит формированию теории лексикографии.

3. Главной формой деятельности учащихся при усвоении направления русского языка в каждом классе считаются примеры, с помощью которых отрабатываются основные языковые умения и навыки. Однако очень часто можно видеть, что при исполнении упражнений ученики практически не опираются на эти знания, для усвоения которых упражнения проводятся.

Отрыв фактического действия от исследуемой теории происходит незаметно, так как ученики активны на занятии, много пишут, выполняя различного рода задачи. И в результате знания приобретают незначительный характер, немного удерживаются в памяти многих учащихся. Во избежание формального исследования объекта, необходимо создать свою работу на практических действиях детей, созданных таким образом, чтобы они подводили учащихся к независимым выводам и обобщениям, которые затем станут закрепляться путём процедур.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.