Диагностика уровня сформированности информационной компетентности у студентов

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты разработки фонда оценочных средств для диагностики информационной компетентности.

  • 1.1. Содержание информационной компетентности.
  • 1.2. Теоретические основы разработки фонда оценочных средств.

2. Фонд оценочных средств информационной компетентности.

  • 2.1. Тестовые задания для диагностики уровня сформированности информационной компетентности.
  • 2.2. Практико-ориентированные задания для диагностики уровня сформированности информационной компетентности.

Введение

Актуальность. Ежедневно мы принимаем и передаем терабайты информации и будущему специалисту необходимо научиться работать с ними. Кроме того для адекватной, оперативной и грамотной работы нужно уметь обрабатывать, качественно запоминать и передавать информацию.

Анализ различных информационных материалов и научных источников присутствует в профессиональной деятельности любого специалиста. Студенты проводят много времени за учебниками, интернетом, видеоуроками, на лекциях и другими источниками информации, но не всегда они могут правильно и адекватно выделить нужную информацию. Более того, помимо восприятия смысловой нагрузки важными действиями над информацией является её запоминание и воспроизведение. Именно обозначенные действия вызывают серьезную проблему для обучающихся, у которых недостаточно сформированы умения работы над информацией.

В содержание информационной компетентности разные авторы включают такие компоненты как:

  • - мотивационно-ценностный, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучаемого в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение к работе и к жизни в целом;
  • - профессионально-деятельностный, определяемый как способность применять информацию, владение современными методами и способами поиска, сбора образовательной информации, умение находить информацию из различных источников, умение систематизировать и обобщать информацию, умение использовать полученную информацию для профессионально-педагогической деятельности;
  • - технико-технологический, отражающий понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;
  • - коммуникативный, показывающий знание, понимание, применение естественных и формальных языков, технических средств коммуникаций для передачи информации от одного человека к другому (вербальных и невербальных);
  • - операциональный, заключающийся в коммуникативной, методической, организаторской и конструктивной деятельности.

Поэтому актуальным являются процесс формирования и диагностики уровня сформированности информационной компетентности студента.

Цель исследования: создание фонда оценочных средств для диагностики уровня сформированности информационной компетентности у студентов.

Объект исследования: процесс формирования информационной компетентности.

Предмет исследования: диагностика уровня сформированности информационной компетентности студента.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы задачи исследования:

  • 1. Проанализировать понятие «информационная компетентность», выделив её структурные компоненты, виды информации и приемы работы с информационным потоком.
  • 2. Выявить особенности разработки фонда оценочных средств для диагностики уровня сформированности компетенций студента.
  • 3. Разработать фонд оценочных средств для выявления уровня сформированности информационной компетентности студента.

Новизна исследования: обусловлена выбором аспекта исследования. Предпринята попытка анализа фонда оценочных средств информационно-эмоционального климата, что позволило нам расширить представления об осведомленности обучаемых информационной безопасности, а также углубить знания о роли фонда оценочных средств для обучения в высшем образовательном учреждении.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации сведений о фонде оценочных средств. Данная работа ценна тем, что мы выбрали самые значимые аспекты формирования фонда оценочных средств и провели их анализ с точки зрения их ценности в среде информационных потоков. Также в работе прописаны критерии успешного фонда оценочных средств информационной компетентности.

Практическая значимость работы заключается в разработке и описании фонда оценочных средств информационной компетентности, что может помочь при организации работы студента с информационном потоком. Кроме того, в курсовой работе представлены методические рекомендации по разработке стратегии подготовки информации для сохранения и изложения.

Структура данной курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.