Детский фольклор и его использование в работе с дошкольниками

План курсовой работы

Введение.

1. Педагогические принципы и возможности фольклора.

2. Малые жанры фольклора в детском чтении.

3. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора.

4. Методика использования малых форм фольклора в развитии ребенка.

Заключение.

Библиографический список.

Практическая часть.

Введение

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки - этнопедагогики, фольклористики, этнографии, историков, и самое главное - это педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора - как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древняя педагогическая наука, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею.

Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Сегодня устная народная словесность приходит к малышу иным путём, чем столетия назад. И всё - таки даже сегодня, как и в древности, каждый ребенок проживает путь дочитательский, дописьменный, когда воспринимает народную словесность, художественный текст на слух - в чтении старших. Народная словесность частично сохраняется в устной обыденной речи. С внимания к устной речи, ее идиоматике начинается формирование культурного человека.

Изучение содержательного богатства фольклора, которому большое внимание уделено в работах Н.В. Асафьевой, А.В. Запорожца, М.М. Бахтина, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, В.Н. Топорова, Н.А. Хренова, А.Ф. Крыловой, Т.Я. Шпикаловой, З. Косовой и других, позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностей по социально-психологическому и педагогическому воздействию на развитие и становление личности.

Исходя из данной темы, объектом исследования будут малые формы устного народного творчества.

Предметом исследования являются особенности использования малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей использования малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.

В исследовании мы выдвигаем такое предположение, что эффективность работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества находит отражения в умении детьми применять эти формы в повседневной деятельности.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме разнообразия малых форм устного народного творчества.
  • 2. Выявить актуальный уровень знания детей среднего дошкольного возраста малых форм устного народного творчества.

Методы исследования:

  • 1. Теоретические - библиографическое описание, выписки, конспектирование.
  • 2. Эмпирические - эксперимент, математическая обработка данных.

База исследования: Детский сад номер 2, с. Сямжа, средняя группа – 20 чел.