Детские страхи у детей младшего школьного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Страхи детей.

  • 1.1. Сущность понятия «страх» в психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Страхи у детей младшего школьного возраста.
  • 1.3. Особенности проявления страха у детей младшего школьного возраста.
  • 1.4. Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста.

2. Экспериментально-психологическое исследование страхов в дошкольном возрасте.

  • 2.1. Обоснование выбора методик исследования детских страхов в дошкольном возрасте.
  • 2.2. Следующим этапом нашего исследования было проведение методики тест Люшера.
  • 2.3. Рекомендации по преодолению страхов в дошкольном возрасте.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном общество человек всегда находится в стрессе, а одним из стрессов является страх. Дети сегодня не меньше взрослых подвержены стрессам, страхам. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восхищение, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Детские страхи, если к ним правильно относится, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или же сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной слабости ребёнка. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Так, Дж. Уотсон, признающий, что страх является одной из базовых врожденных эмоций, считал, что в процессе развития ребенка характер страха изменяется - он начинает возникать на основе условных рефлексов. В область рассмотрения данного подхода попадают аспекты страха, связанные в основном с реакцией испуга, избегания и не затрагиваются проблемы осмысления и ценностной интерпретации страха.

Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть, – это серьезный повод для разговора.

Объект исследования – страхи детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – устранение детских страхов.

Цель работы – коррекция страхов у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза – успеваемость в начальной школе зависит от наличия страхов у младших школьников. Личностные особенности, такие как самосознание, потребностно-мотивационная и эмоциональная сферы личности выступают факторами успешной адаптации к школьной деятельности.

Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

  • 1) исследовать особенности страхов у детей младшего школьного возраста в начале учебной деятельности;
  • 2) изучить особенности личности младших школьников с различной степенью страхов к поступлению в школу;
  • 3) выявить особенности личности ребенка младшего школьного возраста, наличие страхов, обеспечивающие успешную адаптацию к школьной деятельности;
  • 4) разработать рекомендации по профилактике детских страхов при поступлении в школу.

Для исследования использовались:

Метод: беседы; наблюдения.

Методики: Тест Люшера, Рисуночный тест «Несуществующее животное», методика А. Захарова и М. Панфиловой.