Анализ художественного произведения на уроках чтения

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения художественного произведения.

  • 1.1. Художественное произведение: свойства и функции.
  • 1.2. Структура художественного произведения.

Выводы по главе 1.

2. Практика анализа художественного произведения на уроках чтения.

  • 2.1. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения.
  • 2.2. Анализ художественного произведения на уроках чтения.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

Актуальность исследования. Уроки чтения призваны ввести детей в мир художественной литературы, помогая им осмыслить образность словесного искусства, с помощью которой раскрывается вся полнота и многогранность художественного произведения. Чтение литературы пробуждает у ребенка интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу художественного произведения, которые предусмотрены программами литературного чтения позволяют педагогу избежать односторонности в изучении художественного произведения, при которой в качестве предмета рассмотрения выступает только сюжетно-информационная составляющая текста. Внимание начинающего читателя должно акцентироваться также на образности художественного произведения, авторском отношении к окружающему, ценностных ориентациях и нравственных проблемах, волнующих писателя.

Программы обучения предполагают содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, строящиеся на двух основных принципах: художественно – эстетический и литературоведческий.

Художественно–эстетический принцип обуславливает стратегию отбора произведений для чтения, следовательно, в круг чтения младших школьников входят, как правило, художественные тексты.

Литературоведческий принцип в его преломлении к специфике начального этапа обучения осуществляется в процессе анализа художественного произведения, выдвигая на первые позиции художественный образ в качестве общего языка искусства в целом и литературы в частности.

Параллельно с формированием беглого чтения осуществляется целенаправленная работа по выработке умения постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять основное. Школьники овладевают приемами выразительного чтения, выполняют различные коммуникативные задачи, которые возникают в процессе чтения. Разбирая произведения, младшие школьники переносят приемы выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. В начальной школе необходимо учить школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, а также выражать свое отношение к этой позиции.

Объект исследования – художественное произведение.

Предмет исследования – особенности анализа художественного произведения на уроках чтения.

Цель работы – изучить особенности анализа художественного произведения на уроках чтения.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе нужно решить следующие задачи:

  • - рассмотреть свойства и функции художественного произведения;
  • - изучить структуру художественного произведения;
  • - рассмотреть современные подходы к анализу художественного произведения;
  • - рассмотреть опыт анализа художественного произведения на уроках чтения.

Теоретическая и методологическая основа исследования – труды таких исследователей, как М.С. Афонина, В.А. Левин, И.А. Кузьмина, Г.Ф, Гареева, А.Н. Андреев и др.

Методы исследования: анализ литературных источников, посвященных специфике анализа художественного произведения на уроках чтения.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих в себе четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.